История троллейбусаМы уже уделяли время истории возникновения самого популярного транспортного средства осуществляющего пассажирские перевозки в материале История автобуса. Этот материал мы хотим посвятить, пожалуй, второму по популярности сухопутному пассажирскому транспортному средству.

Очень часто дети, когда видят троллейбус, спрашивают: «А что это за автобус с палками?». Так давайте выясним, что же такое троллейбус и кто его сделал. Начнем с определения, троллейбус – это пассажирское механическое средство транспорта без рельсов с электрическим приводом, которое получает электрический ток от электрических станций через внешний источник питания – двухпроводную контактную сеть при помощи штангового токоприемника.

Слово «троллейбус» как таковое появилось от  английского trolley bus. Возможно, оно возникло, как сочетание американского trolley – вагон трамвая и английского слова bus – автобус. Существуют и другие версии происхождения этого слова.

Кто же впервые сделал троллейбус? Первый троллейбус был создан известным инженером из Германии Вернером фон Сименсом. Восьмиколесная тележка осуществляла электросъем, катившаяся по 2 параллельно находящимся контактным проводам. Эти контактные провода находились достаточно близко друг к другу  и часто при сильном ветре перехлестывались, что часто приводило к коротким замыканиям. В качестве эксперимента первая троллейбусная линия составляла пятьсот сорок метров, была открыта немецкой компанией Siemens&Halske в Берлине и действовала в 1882 году 2 месяца.

История троллейбуса в ОренбургеВ том же 1882 году в Соединенных Штатах Америки Шарль Ван Депуле, по происхождению бельгиец, запатентовал токоприемник, или «троллейбусный ролик», напоминающий штангу с небольшим роликом на конце. Намного более надежный токоприемник (штанговый) изобрел Френк Спрейг,  его  токоприемники стал  устанавливать только в 1909 году на троллейбусы Макс Шиманн, эта система с большим количеством усовершенствований используется и в наши дни.

В самом начале двадцатого века троллейбусы использовали как вспомогательный транспорт, не думая о том, что троллейбусы можно будет использовать в оживленных частях городов.

Самую первую троллейбусную линию построили в 1933 году и находилась она в Москве. Хотя известный инженер В.И. Шуберский еще в 1904 году предлагал проект троллейбусной линии, которая могла бы осуществлять пассажирские перевозки из Новороссийска в Сухум, этот проект был глубоко проработан, но так и не был доведен до конца.

В сороковых годах двадцатого века стали довольно распространены двухэтажные троллейбусы, в начале 1938 года в Москве началась эксплуатация троллейбуса ЯТБ-3, однако при эксплуатации зимой выявилось довольно много недостатков: сильный снег и гололед мешали управлению такой тяжелой машины, она довольно сильно раскачивалась. К концу 1939 года было решено прекратить выпуск ЯТБ-3, но его эксплуатация продолжалась до 1948 года.

Троллейбус в ОренбургеВ СССР, как и в других странах, начали использовать прицепы, которые должны были улучшить качество пассажирских перевозок, но от таких троллейбусов довольно быстро отказались. К началу шестидесятых годов двадцатого века в СССР довольно большую популярность получили троллейбусные поезда, которые соединялись по системе В.Веклича.

Самый пик развития пассажирских троллейбусных перевозок пришелся во всем мире на 40-50 годы двадцатого века, троллейбусы воспринимали как альтернативу уже устаревшему трамваю. Недостаточное количество пассажирского транспорта вызывало дополнительный интерес к производству троллейбусов. Но в шестидесятые годы ситуация изменилась, пассажирские перевозки все больше стали осуществляться при помощи пассажирских автобусов, что привело к закрытию некоторых троллейбусных сетей. Троллейбусные сети сохранились по большей части  там, где стоимость электричества была низка или троллейбусы было невозможно заменить на автобусы из-за сложного рельефа местности.

В начале двадцать первого века Австралия, Финляндия, Бельгия целиком отказались от использования троллейбусов, а такие страны, как Австрия, Испания, Канада, США, Япония, Франция, Германия лишь частично сохранили троллейбусные системы.

В России, тем не менее, троллейбусное производство сохранено по сей день. Это связано с довольно недорогой электроэнергией (по сравнению с другими странами) и нехваткой пассажирских автобусов. Да и производство троллейбусов выгоднее производства пассажирских автобусов, так как механическая часть троллейбуса проще механической части автобуса. Так что на сегодняшний день  Россия – одна из немногих стран, где не только сохранили, но и продолжают улучшать качество троллейбусных пассажирских перевозок.

И в завершении мы хотим вам напомнить, что если у вас вдруг возникла необходимость в перевозке группы людей по нужному вам маршруту в Оренбурге, Оренбургской области или по России вы всегда можете обратиться в Центр Пассажирских Перевозок, чтобы арендовать автобус в Оренбурге или заказать аренду микроавтобуса с водителем. Доброго пути вам!